Главная

 

Гостевая книга

  

Библия-слово Бога или человека?

 
Глава 9
Библия-слово Бога или человека?
Пророчества, которые исполнились

   Люди не могут достоверно предсказывать будущее. Снова и снова их усилия в этом оказываются тщетными. Поэтому нас обязательно заинтересует книга пророчеств, которые исполнились. Именно такой книгой и является Библия.

   МНОГИЕ библейские пророчества исполнились настолько точно, что критики заявляют, будто эти пророчества были записаны уже после исполнения. Но такие заявления неверны. Будучи Всевышним, Бог, конечно же, способен предсказывать будущее (Исаия 41:21-26; 42:8, 9; 46:8-10). Исполнившиеся библейские пророчества свидетельствуют о том, что их запись вдохновлял Бог, а не о том, что их записали позднее. Давайте рассмотрим несколько выдающихся пророчеств, которые исполнились и тем самым лишний раз доказали, что Библия - это слово Бога, а не человека.

Вавилонский плен

   Езекия царствовал в Иерусалиме около 30 лет. В 740 году до н. э. он был свидетелем того, как Ассирия уничтожила его северного соседа - царство Израиль. В 732 году до н. э. Езекия испытал на себе спасительную мощь Бога, когда попытка ассирийцев покорить Иерусалим обернулась катастрофой для самих же захватчиков (Исаия 37:33-38).
   И вот сейчас Езекия принимает делегацию вавилонского царя Меродаха Валадана. На первый взгляд кажется, что посланцы пришли поздравить Езекию с выздоровлением от тяжелой болезни. Однако Меродах Валадан, вероятно, видит в Езекии возможного союзника в борьбе против мирового господства Ассирии. Езекия не пытается рассеять такие надежды, когда показывает пришедшим вавилонянам все сокровища своего дома и своих владений. Может быть, Езекия тоже хочет заручиться поддержкой на случай, если ассирийцы снова вернутся (Исаия 39:1, 2).
   Исаия, выдающийся пророк того времени, сразу же понял, насколько опрометчиво поступил Езекия. Исаия знает, что самой надежной защитой для Езекии является Иегова, а не Вавилон, и говорит Езекии, что показ вавилонянам богатств приведет к беде. "Вот, придут дни, - говорит Исаия, - и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон". "Ничего не останется",- таков приговор Иеговы (Исаия 39:5, 6).
   Тогда, в VIII веке до н. э., это пророчество могло показаться неправдоподобным. Спустя же сто лет положение изменилось. Мировой державой вместо Ассирии стал Вавилон, а Иудея пришла в такой упадок в религиозном отношении, что Бог лишил ее своего благословения. Теперь другой пророк, Иеремия, под Божьим вдохновением повторяет предостережение Исаии. Иеремия провозглашает: "Приведу их [вавилонян] на землю сию и на жителей ее... И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет" (Иеремия 25:9, 11).
   Прошло четыре года после того, как Иеремия высказал это пророчество, и вавилоняне присоединили Иудею к своей империи. Спустя еще три года они увели некоторых евреев в плен в Вавилон, унеся при этом часть сокровищ из иерусалимского храма. Через восемь лет в Иудее произошло восстание, и вавилонский царь Навуходоносор вновь вторгся в страну. На сей раз город и храм были полностью разрушены. Как и предсказывали Исаия и Иеремия, все сокровища и сами евреи были забраны в далекий Вавилон (2 Паралипоменон 36:6, 7, 12, 13, 17-21).
   В одной энциклопедии отмечается, что после нападения вавилонян "город [Иерусалим] был разрушен полностью"(1). Археолог У. Ф. Олбрайт говорит: "В ходе раскопок и исследования верхних слоев почвы в Иудее было доказано, что города Иудеи не только были полностью уничтожены во время двух вторжений халдеев, но веками - а то и никогда - не заселялись снова"(2). Итак, археология подтверждает: это пророчество ужасающим образом исполнилось.



Участь Тира

   Еще одним человеком, который жил в древности и записывал вдохновленные Богом пророчества, был Иезекииль. Он пророчествовал в конце VII - начале VI веков до н. э., то есть в годы перед разрушением Иерусалима и в первые десятилетия вавилонского плена евреев. Даже некоторые современные критики соглашаются с тем, что книга Иезекииля была написана приблизительно в то время.
   Иезекииль записал поразительное пророчество об уничтожении северного соседа Израиля - Тира, который превратился из друга народа Бога в его врага (3 Царств 5:1-9; Псалом 82:3-9). Иезекииль писал: "Так говорит Господь Бог: вот Я на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира и разрушат башни его; и вымету из него прах его и сделаю его голою скалою. ...И камни твои и дерева твои, и землю твою бросят в воду" (Иезекииль 26:3, 4, 12).
   Сбылось ли это? Через несколько лет после того, как Иезекииль произнес это пророчество, вавилонский царь Навуходоносор осадил Тир (Иезекииль 29:17, 18). Но эта осада была не из легких. Часть Тира находилась на материке (эта часть называлась Старый Тир). А другая часть города располагалась на острове примерно в 800 метрах от берега. Навуходоносор осаждал остров 13 лет, прежде чем сумел его покорить.
   Однако окончательно и во всех подробностях пророчество Иезекииля исполнилось только в 332 году до н. э. В то время в Азию вторгся завоеватель из Македонии Александр Великий. Тир, который был защищен благодаря своему расположению на острове, стойко держался. Александр не хотел оставлять у себя в тылу потенциального врага, но он не хотел и вести длительную осаду Тира, как вел ее некогда Навуходоносор.
   Как же Александр решил эту военную задачу? Он построил насыпь, или дамбу, по которой солдаты смогли перейти на остров и атаковать город. Обратите внимание, что' Александр использовал для строительства дамбы. В "Американской энциклопедии" говорится: "В 332 году он использовал развалины материковой части города, которую разрушил, и построил огромную дамбу, соединившую остров с материком". После сравнительно короткой осады Александр уничтожил островную часть города. Более того, пророчество Иезекииля исполнилось во всех подробностях. Даже "камни, дерева и земля" Старого Тира были "брошены в воду".
   Один путешественник так описал в XIX веке то, что осталось от древнего Тира к его времени: "От того Тира, который знали Соломон и израильские пророки, не осталось и следа, кроме гробниц, высеченных в скалах на склонах горы, да фундаментов... Даже на острове, который Александр Македонский во время осады города превратил в мыс, сделав насыпь между островом и материком, не найти видимых следов, относящихся ко времени до крестовых походов. Современный город, который сравнительно молод, занимает северную половину того, что некогда было островом, а остальная территория практически полностью погребена под развалинами"(3).



Настал черед Вавилона

   Еще в VIII веке до н. э. Исаия, пророк, который предупреждал евреев о том, что скоро их покорит Вавилон, предсказал также и нечто поразительное: полное уничтожение самого Вавилона. Он высказал это пророчество очень выразительным языком: "Вот, Я подниму против них Мидян... И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем" (Исаия 13:17-20).
   Пророк Иеремия также предсказал падение Вавилона, которое должно было произойти много лет спустя. И он упомянул в своем пророчестве интересную подробность: "Засуха на воды его, и они иссякнут... Перестали сражаться сильные Вавилонские, сидят в укреплениях своих; истощилась сила их" (Иеремия 50:38; 51:30).
   Конец правлению Вавилона в качестве мировой державы пришел в 539 году до н. э., когда против этого города выступил волевой правитель Персии Кир в сопровождении мидийского войска. Однако перед Киром стояла невероятно трудная задача. Вавилон был окружен мощными стенами и казался неприступным. Кроме того, через город протекала большая река Евфрат, которая играла важную роль в его обороноспособности.
   О том, как Кир справился с этой задачей, пишет греческий историк Геродот: "Он поставил часть своего войска в том месте, где река входит в город, а другую часть - ниже по течению, у ее выхода из города. Затем он приказал воинам, как только увидят, что русло стало проходимым вброд, вступать по этому руслу в город. [...] Персидский царь отвел реку с помощью канала в озеро [искусственное озеро, выкопанное предыдущим правителем Вавилона], которое, собственно, было болотом, и таким образом старое русло сделалось проходимым. После того как вода в реке спала настолько, что доходила людям приблизительно до колена, персы по старому руслу вошли в Вавилон"(4).
   Итак, как и предупреждали Иеремия и Исаия, город пал. Но заметьте, как исполнились мельчайшие подробности пророчества. Действительно, пришла "засуха на воды Вавилона, и они иссякли". Именно снижение уровня воды в Евфрате позволило Киру войти в город. Но на самом ли деле "перестали сражаться сильные Вавилонские", как предостерегал Иеремия? По сообщению Библии, а также греческих историков Геродота и Ксенофонта, в то время когда персы штурмовали город, вавилоняне веселились на празднике(5). В летописи Набонида, официальном документе, выполненном клинописью, говорится, что войска Кира вошли в Вавилон "без боя", что, вероятно, означает, без решительного генерального сражения(6). Очевидно, "сильные Вавилонские" практически ничего не сделали для защиты города.
   Ну а что можно сказать о предсказании, что город "не заселится никогда"? Оно не исполнилось сразу же в 539 году до н. э. Но это пророчество оказалось поистине точным. После того как Вавилон был захвачен, он несколько раз становился очагом бунтов, и в 478 году до н. э. царь Ксеркс разрушил город. В конце IV века до н. э. Александр Македонский хотел восстановить город, но смерть нарушила его планы. С тех пор город постепенно приходил в упадок. В I веке н. э. там еще жили люди, но все, что осталось от древнего Вавилона сегодня,- это груда развалин на территории Ирака. Даже если частично восстановить Вавилон из руин, это будет всего лишь достопримечательность для туристов, а не оживленный, шумный город. Это безлюдное место свидетельствует об окончательном исполнении боговдохновенных пророчеств о Вавилоне.



Смена мировых держав

   В VI веке до н. э., когда евреи находились в плену в Вавилоне, Бог побудил еще одного пророка, Даниила, записать поразительные видения, в которых предсказывалось, как будут развиваться мировые события в будущем. В одном из этих видений Даниил описывает несколько символических животных, сменяющих друг друга на мировой арене. Ангел объясняет, что эти животные представляют мировые державы будущего начиная со времен Даниила. О двух последних зверях ангел говорит: "Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский. А козел косматый - царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это - первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою" (Даниил 8:20-22).
   Это пророческое видение в точности исполнилось. Вавилонская империя не устояла перед Мидо-Персией, которая 200 лет спустя уступила место Греческой мировой державе. Во главе Греческой империи стоял Александр Македонский, "большой рог". Однако после смерти Александра за власть стали бороться его военачальники, и некогда обширная империя раскололась на четыре маленькие, "четыре царства".
   Видение, записанное в 7-й главе книги Даниила, также относилось к далекому будущему. Вавилонская мировая держава в этом видении была представлена львом, Персидская - медведем, а Греческая - барсом с четырьмя крыльями на спине и с четырьмя головами. Затем Даниил увидел еще одного зверя, "страшного и ужасного и весьма сильного... и десять рогов было у него" (Даниил 7:2-7). Этот четвертый зверь служил прообразом могущественной Римской империи, которая начала формироваться спустя примерно триста лет после того, как Даниил записал это пророчество.
   Ангел пророчествовал о Риме: "Зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее" (Даниил 7:23). Г. Дж. Уэллс пишет в своей книге "Краткая история человечества": "Эта новая Римская держава, которая возникла, чтобы господствовать в западном мире во втором и первом веках до н. э., в некоторых отношениях была не похожа ни на одну из великих держав, которые господствовали в цивилизованном мире до нее"(7). Она возникла как республика, а затем стала монархической. В отличие от предыдущих держав, эта не была детищем одного завоевателя, она упорно развивалась на протяжении веков. Она продержалась гораздо дольше других и властвовала на гораздо большей территории, чем любая из предыдущих держав.
   Ну а десять рогов этого огромного зверя? Ангел объяснил: "А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей" (Даниил 7:24). Как это исполнилось?
   Когда в V веке н. э. Римская империя начала терять свое могущество, новая мировая держава пришла ей на смену не сразу. Вначале Римская империя раскололась на несколько царств, "десять царей". С течением времени Британская империя разгромила три соперничавших империи: Испанию, Францию и Голландию - и стала новой мировой державой. Таким образом этот новый "рог" уничижил "трех царей".



Пророчества Даниила: записаны ли они после их исполнения?

   По Библии, книга Даниила была написана в VI веке до н. э. Однако пророчества этой книги исполнялись настолько точно, что критики утверждают: книга несомненно была написана примерно в 165 году до н. э., когда некоторые пророчества уже исполнились(8). Во многих справочниках эта поздняя дата написания книги Даниила преподносится как установленный факт, хотя единственным поводом для такого утверждения является то, что пророчества Даниила исполнились.
   Однако в противовес этой теории нужно тщательно рассмотреть следующие факты. Во-первых, книга Даниила упоминается в еврейских трудах, написанных во II веке до н. э., таких, как первая книга Маккавейская. Во-вторых, книга Даниила включена в греческий перевод Септуагинта, работа над которым была начата в III веке до н. э.(9) В-третьих, фрагменты копий книги Даниила чаще других встречались среди рукописей, найденных у Мертвого моря, и, по мнению ученых, эти фрагменты относятся приблизительно к 100 году до н. э.(10) Очевидно, что вскоре после предполагаемого критиками времени написания книга Даниила была уже широко известна и уважаема - это убедительно доказывает, что книга была написана задолго до того времени, которое указывают критики.
   Кроме того, в книге Даниила содержатся исторические подробности, о которых не знали писатели II века до н. э. Самые известные среди них - подробности о Валтасаре, вавилонском правителе, который был убит при падении Вавилона в 539 году до н. э. Основными небиблейскими источниками наших знаний о падении Вавилона являются труды Геродота (V век до н. э.), Ксенофонта (V и IV века до н. э.) и Бероса (III век до н. э.). Никто из них не знал о Валтасаре(11). Насколько же маловероятно, чтобы писатель, живший во II веке до н. э., обладал информацией, которая была недоступна авторам, жившим до него! Упоминание о Валтасаре в 5-й главе книги Даниила - веский довод в пользу того, что Даниил написал свою книгу раньше, чем те авторы написали свои*.
   И наконец, в книге Даниила есть несколько пророчеств, которые исполнились спустя много лет после 165 года до н. э. Одно из них - это пророчество об уже упоминавшейся Римской империи. Другое - поразительное пророчество о пришествии Иисуса, Мессии.
--------
  * Смотрите главу 4 "Насколько достоверен Ветхий Завет?"



Пришествие Христа

   Это пророчество записано в 9-й главе книги Даниила и звучит так: "Семьдесят седьмилетий [или 490 лет] назначены для народа твоего и святого града твоего" (Даниил 9:24*). Что должно было произойти в течение этих 490 лет? Мы читаем: "С того времени, как выйдет повеление о возобновлении и построении Иерусалима, до Христа, Властителя, семь седьмилетий и шестьдесят два седьмилетия" (Даниил 9:25). Итак, это пророчество о времени пришествия "Христа", Мессии. Как оно исполнилось?
--------
  * В этом подзаголовке цитаты из 9-й главы книги Даниила взяты из перевода "Священные книги Ветхого и Нового Завета", издание 1922 года.

   Повеление о восстановлении и строительстве Иерусалима вышло "в двадцатый год [персидского] царя Артаксеркса", то есть в 455 году до н. э. (Неемия 2:1-9). К концу первых 49 лет (7 семилетий) прежняя красота Иерусалима во многом была восстановлена. А отсчитав от 455 года до н. э. все 483 года (7 семилетий плюс 62 семилетия), мы получим 29 год н. э. Это был "пятнадцатый... год правления Тиверия кесаря"; год, в который Иоанн Креститель крестил Иисуса (Луки 3:1). В то время Иисус был публично назван Сыном Бога и начал проповедовать еврейскому народу благую весть (Матфея 3:13-17; 4:23). Он стал "Христом", или Мессией.
   В пророчестве также говорится: "И по истечении шестидесяти двух седьмилетий предан будет казни Христос". И еще: "Он утвердит завет со многими в одно седьмилетие, а в половине седьмилетия отменит жертву и приношение" (Даниил 9:26, 27). В согласии с этим Иисус пришел только ко "многим", к евреям по плоти. При случае он также проповедовал и самарянам, которые признавали часть Писаний, но образовали свою секту, отделившись от иудаизма. Затем, "в половине седьмилетия", через три с половиной года проповеднической деятельности, Иисус отдал свою жизнь в жертву и был "предан казни". Этим был отменен Моисеев закон с его жертвами и приношениями (Галатам 3:13, 24, 25). Следовательно, умерев, Иисус "отменил жертву и приношение".
   Тем не менее еще три с половиной года новообразованное христианское собрание проповедовало исключительно евреям и - позднее - связанным с ними родством самарянам. Однако в 36 году н. э., в конце 70 семилетий, апостол Петр был послан проповедовать язычнику Корнилию (Деяния 10:1-48). Теперь "завет со многими" больше не ограничивался евреями. Спасение проповедовалось и необрезанным язычникам.
   Так как евреи отвергли Иисуса и сговорились его убить, Иегова не стал защищать их, когда в 70 году н. э. пришли римляне и разрушили Иерусалим. Так исполнились следующие слова Даниила: "А город и святыня разрушены будут народом вождя, который придет, и конец ее будет от наплыва полчищ, и до конца войны назначены опустошения" (Даниил 9:26б). Этим "вождем" оказался Тит, римский полководец, который в 70 году н. э. разрушил Иерусалим.

Пророчества, которые были вдохновлены Богом

   Так с поразительной точностью исполнилось пророчество Даниила о 70 семилетиях. Конечно же, в I веке исполнились многие пророчества из Еврейских Писаний, и часть этих пророчеств была связана с Иисусом. Место рождения Иисуса, его ревностное отношение к дому Бога, его проповедническая деятельность, то, что его предадут за 30 сребреников, то, как он умрет, то, что о его одежде будут бросать жребий,- все эти подробности были предсказаны в Еврейских Писаниях. Исполнение этих подробностей не оставляло сомнений в том, что Иисус был Мессией, и еще раз доказывало, что пророчества были вдохновлены Богом (Михей 5:2; Луки 2:1-7; Захария 11:12; 12:10; Матфея 26:15; 27:35; Псалом 21:19; 33:21; Иоанна 19:33-37).

   Действительно, исполнились все библейские пророчества, которые должны были исполниться. Все происходило именно так, как предсказывалось в Библии. Это убедительно доказывает, что Библия - Слово Бога. Чтобы дать настолько точные пророчества, необходима мудрость, намного превосходящая мудрость людей.
   Но в Библии есть и другие предсказания, которые не исполнились в то время. Почему? Потому что они должны исполниться в наши дни, и даже в будущем. Достоверность пророчеств, которые исполнились в древности, не оставляет сомнений в том, что и остальные пророчества тоже обязательно исполнятся. Как мы увидим в следующей главе, это действительно так.


Использованная литература:
1. The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land, Revised edition, edited by Avraham Negev, 1986, p. 199.
2. The Bible After Twenty Years of Archaeology (19321952), by William Foxwell Albright, 1954, p. 546.
3. Lands of the Bible, by J. W. McGarvey, 1880, p. 529.
4. The History of Herodotus, Book I. 191, Vol. 6 (published in Great Books of the Western World, 1952, p. 43).
5. Nabonidus and Belshazzar, by Raymond Philip Dougherty, 1929, p. 179.
6. Ancient Near Eastern Texts, edited by James B. Pritchard, 1969, p. 306.
7. Pocket History of the World, by H. G. Wells, 1943, p. 149.
8. The Encyclopedia Americana, 1977 edition, Vol. 8, p. 482.
9. The International Critical Commentary-A Critical and Exegetical Commentary on the Book of Daniel, by James A. Montgomery, p. 3.
10. The Biblical Archaeologist Reader, edited by Edward F. Campbell, Jr., and David Noel Freedman, Vol. III, 1970, p. 242.
11. Nabonidus and Belshazzar, pp. 183-185.

Сайт управляется системой uCoz